Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 02:11

структурное подразделение "Центр детского творчества...

Версия для слабовидящих · Основной дизайн
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Образовательные стандарты

http://gudvinkomi.ucoz.ru/metapredmetnyj_podkhod_v_obrazovanii.doc

Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте ФГОС нового поколения 
Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте ФГОС нового поколения 
Цель: выявить основные ориентиры построения обновления содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации образования. 
задачи: 
1. Сформировать у слушателей основы знаний о модернизационных процессах в системе дополнительного образования детей. 
2. Мотивировать слушателей на модификацию дополнительных образовательных программ с вариативным модульным содержанием. 
Основные термины: дополнительное образование детей, вариативное образование, гуманизация воспитания и обучения, концепция содержания дополнительного образования детей, направленность образования, содержание образования, стандарт, образовательный маршрут. 
Б.Т. Лихачёвым выделяется две группы принципов отбора содержания образования: 
– общеметодологические принципы формирования содержания общего среднего образования; 
– специальные принципы формирования содержания из области науки, искусства, трудовой деятельности, физического развития. 
К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачёв относит: 
– общеобразовательный характер учебного материала; 
– гражданскую и гуманистическую направленность содержания; 
-связь учебного материала с практикой перемен в российском обществе; 
– основообразующий и системообразующий характер учебного материала; 
– интегративность изучаемых курсов; 
– развивающий характер учебного материала; 
– гуманитарно-этическую направленность содержания образования; 
– взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов; 
– эстетические аспекты содержания образования. 
Среди специальных принципов формирования содержания образования выделяются: 
Принципы формирования содержания из области науки, в числе которых значатся: 
– принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки; 
– принцип политехнизма; 
– принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета. 
Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены: 
– принцип единства идейного содержания и художественной формы; 
– принцип гармоничного культурного развития личности; 
– принцип идейной общности и взаимосвязи искусств; 
– принцип учета возрастных особенностей. 
Принципы формирования содержания из областей труда и физического развития, в состав которых включены: 
– принцип общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность; 
– принцип связи труда с наукой; 
– принцип соответствия детского труда требованиям современных профессий. 
Представленный перечень принципов может быть сведен ктрём обобщающим принципам. 
I. Принципу соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества. Из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям. 
II. Принцип учёта содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Он противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана. 
III. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления ребёнка, что предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Из этого принципа следует, что содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам. 
В Законе РФ «Об образовании» содержаниюобразования посвящена статья 14. 
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: 
– обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; 
– развитие общества; 
– укрепление и совершенствование правового государства. 
Содержание образования должно обеспечивать: 
– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; 
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; 
– интеграции личности в национальную и мировую культуру; 
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 
– воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». 
Содержание образования состоит из четырёх основных структурных элементов: 
– опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании ребёнка верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности); 
– опыта осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению культуры народа); 
– опыта творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры); 
– опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Это сплав знаний, убеждений и практических действий). 
Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески. Усвоение ребёнком данных элементов социального опыта направлено на трансформацию последнего в личный опыт на основе особым образом организованной деятельности учащихся. 
Элементы содержания образованиявзаимосвязаны и взаимообусловлены. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества. 
В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования содержания образования. 
На теоретическом уровне содержание образования фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. 
На уровне учебного предмета представлены определённые части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании. 
На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения. 
Непосредственно в образовательном учреждении содержание образования определяют реализуемые в нём образовательные программы. «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.» (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). 
3. Основные идеи формирования нового содержания дополнительного образования детей 
Дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 
Образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и направленности. 
В нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона РФ «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования». 
Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности (Буйлова Л.Н.). 
Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией. Направленность – общие устремления, ориентиры,… ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели… Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов» (Логинова Л.Г.). 
Направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования (Леонтович А.В.). 
Основанием для отнесения программы к той или иной направленности является соответствие содержания программы содержанию этой направленности. В случае программы интегрированной направленности содержание одной из них выступает в качестве базового, а содержание другой – в качестве специального. 
Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется. Нового содержания требует, например, появление в УДОД дошкольников. Обновлённое содержание образования необходимо для подростков и старшеклассников. Это может быть деятельность по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закаливания, профессионального и жизненного самоопределения. Большой интерес для системы дополнительного образования детей представляют дети с нарушениями здоровья, с отклоняющимся поведением, одарённые дети. Создание дополнительных образовательных программ для этих категорий детей потребовало нового содержания образования во всех трёх его составляющих: обучение, воспитание и развитие. Обновление содержания деятельности требует также обеспечение участия родителей в деятельности образовательных учреждений. 
Обновление содержания дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности. Большой интерес вызывает у детей такие области знаний, как менеджмент, компьютерные технологии, иностранные языки и др., которые недостаточно предоставляются детям в образовательных учреждениях. Появилась не только необходимость, но и возможность развития научного творчества детей, создание для них рынка труда, программ оздоровления, реабилитации, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки с выдачей сертификатов и других дополнительных образовательных программ. 
В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования детей, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой. 
Для каждой ступени основного образования система дополнительного образования предложила свой содержательно-технологический модуль в условиях определённого возрастного периода. 
На этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности. 
На этапе начального обучения – оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей. 
На этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения. 
Формирование у обучающихся основной школы готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории возможно за счёт предоставления им права пробы своих сил в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, конструкторской, исследовательской. 
На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процессов профессионального самоопределения личности, обеспечение допрофессиональной подготовки. На данном этапе обучения важна исследовательская работа старшеклассников, качество которой возможно улучшить за счёт использования потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологической, естественнонаучной, технической, художественной и спортивной направленности программ. 
В базовых школах получают развитие дополнительные образовательные программы, как за счёт часов на дополнительное образование, определённые штатным расписанием, так и за счёт ставок учреждений дополнительного образования детей, передаваемые в школы и реализуемых, как правило, педагогами-совместителями этих учреждений. 
В рамках любой направленности дополнительного образования детей реализуется следующий подход к определению содержания дополнительного образования. Его структура задается следующими блоками: 
1. Общая ориентировка в основных тематических разделах избранной направленности дополнительного образования, что позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения из нескольких возможных, предлагать нестандартные решения на основе владения информацией о смежных областях и творческих ассоциаций. 
2. Опыт самостоятельной реализации различных типов деятельности, основанный на овладении основными существующими методами решения задач и конструировании своих собственных методов, средствами достижения и представления результатов. 
3. Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отношение к ее ходу и результатам, рефлексировать их как средства обретения целей и смысла индивидуальной жизни. 
4. Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей, организовывать деятельностные сообщества и входить как равноправный участник в уже существующие сообщества. 
Исходя из этого содержание образования в рамках направленности дополнительного образования можно изобразить следующим образом: 
Овладение информационным полем направленности 
Приобретение опыта осуществления деятельности 
Овладение навыком рефлексии деятельности 
Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций 
В предмете содержание подразделяется на: 
– инвариантное (базовое) – ЗУНы, базовые навыки, общие для всех программ данной направленности; 
– специальное – уникальное для каждой из программ данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др. 
Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например: физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование; естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области; эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д. 
Концепция обновления содержания дополнительного образования детей предписывает, что должно быть, что должно характеризовать образовательную систему, какой она должна стать в результате определенных преобразований. В построении такой концепции мы исходим из следующих позиций. 
На уровне общетеоретических представлений содержание дополнительного образования детей предстает в виде обобщенного систематизированного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального, культурного, духовного опыта, передаваемого учащимся. 
На уровне конкретной направленности ДОД представлены отдельные части содержания дополнительного образования детей, определяемые спецификой этой направленности, но соотносимые с общим теоретическим представлением по составу и структуре. 
На уровне предмета отражены конкретные, подлежащие усвоению учащимися, зафиксированные в учебных пособиях, дидактических материалах те элементы содержания (знания, умения, навыки, деятельностные установки, эмоционально-оценочные суждения и т.п.), которые составляют основу обучения по определенному предмету. 
Эти три уровня относятся к проектируемому содержанию, существующему в качестве заданной нормы, которую необходимо воплотить. Воплощенное в преподавании, содержание дополнительного образования реально включается в процесс обучения, становится предметом общения педагога и учащегося. 

В случае его усвоения ребёнком оно становится лично его достоянием, входит в структуру личности. Для того, чтобы проектируемое содержание ДОД стало реальным и вошло в структуру личности, необходимо, чтобы оно обладало высоким ценностным потенциалом, способным «притянуть» к себе интересы учащихся и педагогов, авторов программ, методистов и ученых-дидактов, а также общества и государства. 
Дополнительное образование базируется на гуманистической парадигме, ценностно-смысловым ядром которой является развитие ребёнка во времени по отношению к самому себе и к окружающемуся миру. Оно создаёт дружественное детям пространство взаимодействия с миром взрослых, обеспечивает защищённость ребёнка от деструктивных воздействий, помогает ему осваивать способы безопасного поведения. 
Свобода выбора – основная типологическая характеристика дополнительного образования детей, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Реализуя предоставленное ему право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребёнок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес. 
Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности. 
Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности. 
Личн

Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz